298600, Республика Крым, г.Ялта, ул. Горького, 5 Тел. 31-47-77, 31-04-45 [email protected] Все контакты
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.
» » Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы детского психолога.

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы детского психолога.

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы детского психолога

21 марта 2020
Wpolitics.ru
Москва


Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжела-тельную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что "черную полосу всегда сменяет белая". Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и дале-кое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего сов-местно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте чест-ные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми труд-ных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию - через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания - через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Поощрять физическую активность ребенка. Стресс - это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая де-ятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражне-ния, пение, танцы... Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток "впадает в детство" и ничего полезного не делает (рисование, плетение "фенечек", украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной "разрядкой", несет успокоение - через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, млад-ших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что "кто-то от меня зависит", "без меня не справится", "я нужен кому-то", являются дополнитель-ным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная тра-диция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими сло-вами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколе-ние с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ре-бенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удоволь-ствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефо-ну и т. д.).

1 Рекомендации подготовлены по материалам Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета
Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родите-лей - 8-800-2000-122 - работает во всех регионах Российской Федерации
http://www.wpolitics.ru/kak-roditelyu-pomoch-rebenku-spravitsya-s-vozmozhnym-stressom-pri-vremennom-naxozhdenii-doma-sovety-detskogo-psixologa1/


Психологи дали рекомендации, как уменьшить тревожность в период эпидемии

20 марта 2020
Новые Известия (newizv.ru)
Москва


Специалисты Московского психолого-педагогического университета разработали памятки по предотвращению тревожных состояний
В России, как известно, долго запрягают, и по сути всеобщий карантин еще не вве-ден, однако судя по тому, как развивается ситуация, это дело нескольких дней. Тем полезнее будет ознакомиться с рекомендациями психологов для вынужденного си-дения дома.
1. Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявлен-ной эпидемии
Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельно-стью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним - это снима-ет тревогу.
Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг дру-га. Можно вместе сделать спортивные упражнения. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему по-рядку. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или дет-ском саду, устраивайте "перемены").
Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: "Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно - после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на ули-це надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витами-ны; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!"
Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может при-вести к навязчивости.
Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: "Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конеч-но, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важ-но соблюдать правила".
2. Советы для студентов и учащейся молодежи: снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах
Что составляет сложность в ситуациях, подобных текущей? То, что они сильно вли-яют на привычные ритмы жизни (порядок дел, режим дня и др.) и привычные потоки информации. Это может вызывать ощущение растерянности и тревоги.
Самый эффективный способ преодолеть такие состояния состоит в том, чтобы со-средоточиваться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказу-емо, а, наоборот, - на том, что можно и хорошо было бы сделать.
Заниматься доступными делами (домашними, учебными) в такой необычной ситуа-ции, как сегодня, может показаться ненужным ("непонятно, что нас ждет, все может измениться"), странным ("следить за новостями важнее, чем читать литературу"), невозможным ("в таком напряжении я все равно не смогу сосредоточиться"). В то время как следить за новостями кажется важным ("нужно быть в курсе") и успокаи-вающим.

Однако на самом деле информационный поток увеличивает напряжение, а сосредо-точение на привычных делах - снижает его, да еще и позволяет не накапливать дела на будущее.
Поэтому можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Не отслеживать постоянно сообщения в медиа; ограничивать время, посвященное коронавирусу (10 - 30 минут в определенное время дня); переключаться на другие дела и заботы.
Оценивать свои тревожные мысли на предмет их полезности и продуктивности; разделять, что вы можете сделать конструктивно, а что является пустой тратой времени и сил. Вы можете контролировать некоторые важные вещи из разряда гигиены и образа
жизни (мытье рук, питание, физические упражнения, сокращение выходов в обще-ственные места, выполнение учебных заданий), и именно на это стоит направлять свое внимание. А глобальное беспокойство и просчеты возможных негативных сце-нариев являются "пустыми усилиями" и напрасной тратой сил с повышением уровня стресса.
Если все же тревога и растерянность возвращаются, напоминайте себе, что это нор-мально, важно только не "подключаться" глубоко к этим чувствам, а возвращаться к текущим разным осмысленным делам по намеченному заранее графику.
3. Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома
Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоле-ния, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжела-тельную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что "черную полосу всегда сменяет белая". Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и дале-кое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего сов-местно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте чест-ные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми труд-ных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию - через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания - через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Поощрять физическую активность ребенка. Стресс - это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая де-ятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражне-ния, пение, танцы... Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток "впадает в детство" и ничего полезного не делает (рисование, плетение "фенечек", украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной "разрядкой", несет успокоение - через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, млад-ших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что "кто-то от меня зависит", "без меня не справится", "я нужен кому-то", являются дополнитель-ным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная тра-диция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими сло-вами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколе-ние с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ре-бенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удоволь-ствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефо-ну и т. д.).

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родите-лей - 8-800-2000-122 - работает во всех регионах Российской Федерации
Подробная информация на сайте: telefon-doveria.ru

4. Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за короновируса
За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удален-ную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на воз-можностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Имен-но такой подход можно назвать оптимизмом. Ниже - несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуа-ции серьезно.
Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме. Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), - именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить им-мунитет).
Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не хо-дить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно..., но... Очень важно, чтобы ты по-нимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.
Если ты б?льшую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усили-вает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1 - 2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.
Одно из лучших лекарств против тревоги - юмор. Многие ребята начали выклады-вать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?
Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога - это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как про-плывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более при-ятных или важных.
5. Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обуче-нии
В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их про-должительность, "переменки" и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излиш-нему напряжению и стрессу.
Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адек-ватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.
Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рис-ков. Не смакуйте подробности "ужасов" из интернет сетей!
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по ор-ганизации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.
Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют "освоить" некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка - это возможность повысить мотивацию, а для родителей - лучше узнать и понять своих детей.
Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в кон-такте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), од-нако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1 - 2 раз в день (например, утром - после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое - и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвя-щенных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.
Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей перепол-ненных "информационным шумом", а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (например, Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением ак-туальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1 - 2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда.
Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откла-дывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома - не "наказание", а ре-сурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересу-ющую тему (спорт, музыка, кино, кулинария)

https://newizv.ru/article/general/20-03-2020/psihologi-dali-rekomendatsii-kak-umenshit-trevozhnost-v-period-epidemii

Добавьте комментарий

Наверх